logo.png



banner-190x50.png



ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ





 

 
 

Правовая информация для граждан о деятельности музеев в Российской Федерации

 В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 28 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 324-ФЗ, в целях правового информирования и правового просвещения населения федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети "Интернет" либо доводить до граждан иным способом информацию о правилах оказания государственных и муниципальных услуг. 

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Музей геологии, нефти и газа» учреждено 24 сентября 1993 года Учредительный документ – распоряжение главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа А.В. Филипенко «О создании окружного геологического музея» № 1052-р от 24.09.1993 г. Название в современном звучании музей носит с 1996 года согласно распоряжению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа «О переименовании окружного геологического музея» № 540-р от 07.06.1996 г. 

15 марта 2003 года Музей геологии, нефти и газа был торжественно открыт для посетителей. 

Создание Музея геологии, нефти и газа явилось результатом инициативы геологической общественности гг. Ханты-Мансийска и Тюмени, ведущих центров геологического изучения территории севера Западной Сибири на нефть и газ, поддержанной при строительстве здания для музея руководителями нефтегазовых корпораций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа. 

В настоящее время бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Музей геологии, нефти и газа» остаётся единственным в Российской Федерации государственным «нефтяным» музеем. 

В государственном каталоге Музейного фонда РФ БУ «Музей геологии, нефти и газа» зарегистрирован первым в числе музеев автономного округа, имеет уникальный идентификатор музея: 1-86-С/00041. 

Музей геологии, нефти и газа как государственный музей выполняет социальные функции по формированию, сохранению, изучению и публикации историко-культурного (индустриального) наследия уникальной нефтегазовой территории. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра географически расположен на значительной части Западно-Сибирской нефтегазоносной суперпровинции и является ведущим в Российской Федерации регионом по добыче нефти. 

Уставными видами деятельности учреждения являются: 

 - хранение, выявление, собирание, изучение и публикация музейных предметов и музейных коллекций, связанных с историей развития геологии, нефтяной и газовой промышленности, экологии как в целом на территории РФ, так и на территории Приполярного Урала и Западной Сибири; 

- осуществление научно-исследовательской, просветительской и образовательной деятельности в области истории развития геологии, нефтяной и газовой промышленности, экологии. 

Основным законом в Российской Федерации, определяющим деятельность музеев является Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О музейном фонде и музеях в РФ»). Этот закон определяет особенности правового положения музейного фонда, особенности создания музеев, рассматривает положения форм собственности, управления музейными предметами и государственный контроль государственной части музейного фонда. 

ФЗ «О музейном фонде и музеях в РФ» дополняют и развивают: Положение о Музейном фонде Российской Федерации, Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 года № 179. 

В соответствии с законодательством, музейные предметы и коллекции, которые входят в состав музейного фонда, вывозу из России не подлежат. Временный вывоз регулируется Законом Российской Федерации от 15.04.1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». 

Музейным фондом называется совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных ФЗ «О музейном фонде и музеях в РФ». Музейный фонд является частью культурного наследия РФ. Музейные предметы и коллекции находятся в государственной, муниципальной и частной формах собственности. Включение музейного предмета в музейный фонд производится Министерством культуры РФ. 

Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной части. Государственная часть находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Государственный контроль осуществляется Министерством Культуры РФ. Хранителями являются государственные и ведомственные музеи. Держателями негосударственной части являются частные лица и общественные музеи. При совершении сделок купли-продажи музейных предметов государство имеет право первой покупки этих предметов. 

В отношении памятников природы действует Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». 

Из ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» следует, что целями создания музеев в Российской Федерации являются: 

осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности; 

хранение музейных предметов и музейных коллекций; 

выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; 

изучение музейных предметов и музейных коллекций; 

публикация музейных предметов и музейных коллекций. 

Таким образом, следует, что музеи вправе тиражировать типографским способом или демонстрировать, например, в интернете любые свои экспонаты. 

Музей вправе продавать продукцию, связанную с его уставной деятельностью, в случаях если продажа полиграфической и прочей сувенирной продукции приносит прибыль, которая будет направлена на достижение целей, предусмотренным ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ». 

Посетители вправе осуществлять фотосьемку в музее бесплатно, однако авторским правом на предмет или изображение обладает только его создатель, а не владелец. Вдобавок, авторским правом может охраняться только то произведение, которое носит творческий характер. 

Статья 12 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденных ВС РФ 09.10.1992 года № 3612-1 устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его для каждого человека. Также это право гарантировано гражданам России статьей 44 Конституции. 

Статьёй 36 ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектами, находящимися на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у них возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК РФ. 

Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако сама по себе фотосъёмка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях. 

Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. Сюда же относится и запрет на съёмку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта. 

Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлен порядок доступа к ним. Под такими «объектами» понимается какая-либо недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры и т. п.). Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 указанного федерального закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти. 

Памятники истории и культуры зачастую являются объектами недвижимого имущества, что накладывает на их собственников и пользователей дополнительные обременения по сохранению, использованию и обеспечению доступа. 

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. 

Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.