Музей геологии, нефти и газа
14.04.2020

Экологическая безопасность в приоритете

Заместитель директора музея по научной работе Иван Александрович Яшков побеседовал с доктором геолого-минералогических наук, профессором, главным научным сотрудником филиала ООО «ЛУКОЙЛ – Инжиниринг» «ВолгоградНИПИморнефть»Леонидом Алексеевичем Анисимовым.

- Леонид Алексеевич, в настоящее время компания «ЛУКОЙЛ» ведёт свою деятельность в том числе в акватории Каспия. С какими трудностями пришлось столкнуться при разработке этого уникального нефтегазодобывающего региона?

- Каспийское море – действительно уникальный нефтегазодобывающий регион с определённым набором природных, технологических, экологических и других рисков. Особого внимания, безусловно, требуют знания природных опасностей, которые обуславливают развитие неблагоприятных событий в процессе производственной деятельности. Так, для акватории Северного и Среднего Каспия характерен следующий набор этих опасностей.

1. Аномально высокие пластовые давления (АВПД), которые провоцируют выбросы нефти и газа.

2. Проявления сероводорода и меркаптанов, являющиеся факторами загрязнения воды и воздуха.

Сернистые компоненты нефти и газа создают серьёзные технологические и токсикологические проблемы, связанные с бурением и испытанием скважин, а также с разработкой месторождений.

3. Опасные геологические структуры.

Российский сектор Северного Каспия можно рассматривать как зону потенциальной опасности с точки зрения формирования разуплотнённых участков при действии растягивающих горизонтальных напряжений. Такие зоны, как правило, являются наиболее продуктивными, но и наиболее опасными при вскрытии, которое может сопровождаться неуправляемыми фонтанами из скважин в течение длительного времени.

4. Слабые грунты и газонасыщенность верхней толщи.

Современный подводный рельеф Северного Каспия формирован в условиях неоднократных трансгрессий и регрессий древнего Каспия, а также влияния русловых выбросов наиболее крупных рек – Волги, Кумы, Терека. Это предопределило специфику осадконакопления в мелководном морском бассейне – многие участки современного дна сложены пористым и слабоустойчивым материалом (ракуш, песок, алевриты, сапропель, торф и др.). Такие зоны морской акватории неблагоприятны для строительства гидротехнических сооружений и потенциально насыщены газовыми скоплениями.

5. Батиметрия и колебания уровня моря.

Часть природных опасностей Северного Каспия связана с его мелководностью и особенностями гидрологического режима, к которым относятся течения и волны, изменение уровня моря, нагонные колебания, ледовые процессы. Основным фактором развития гидродинамических процессов, в первую очередь сгонно-нагонных колебаний уровня, является ветер. При средних ветровых условиях ширина перемещения береговой черты у западного побережья Северного Каспия составляет 2-3 км, в экстремальных условиях – 8-10 км.

6. Ледовая обстановка.

В суровые зимы вся акватория Северного Каспия покрывается льдом, в мягкие, как правило, лёд не выходит за пределы 3-м изобаты. Наибольшую опасность для морских сооружений и, особенно, для подводных трубопроводов представляют мощные ледовые образования – стамухи. Эти торосистые образования, располагающиеся на мели в виде отдельных торосов или барьеров протяженностью более 1 км, шириной несколько десятков метров и высотой 10 м и более.

В ближайшей перспективе для реализации каспийских нефтегазовых проектов нашей компании предстоит построить 10 морских платформ и систему трубопроводов общей протяженностью более 900 км. В 2005 году компанией было открыто месторождение с запасами более 128 млн тонн нефти и более 41 млрд м3 газа, которое получило имя заслуженно советского нефтяника Владимира Филановского. Открытие стало крупнейшим в постсоветскую эпоху и сопоставимым по размеру с месторождениями Западной Сибири. Эксплуатация этого месторождения потребовала строительства ледостойкой стационарной платформы.

- Очевидно, что производственная деятельность в сложных условиях Каспия требует повышенного внимания к вопросам промышленной и экологической безопасности?

- Во всех проектах НК «Лукойл» предусмотрены меры по снижению риска аварийных ситуаций на море. Все платформы оснащаются навигационными знаками, гидротехнические сооружения наносятся на лоции. Зоны подводных трубопроводов обозначаются как запретные для стоянки судов и бросания якорей. При бурении и добыче на море обеспечиваются три уровня безопасности. Заколонныйпакер и внутрискважинный клапан-отсекатель устанавливаются под водой, что способствует закрытию скважины в любой аварийной ситуации. На платформе находится противовыбросовое оборудование на устье скважины.

Платформы по всему периметру оборудованы системой датчиков обнаружения пожара и газа. При срабатывании одного из них активируется автоматическая система аварийных отключений. В районе платформ постоянно дежурят спасательные суда, оборудованные средствами ликвидации аварийных разливов нефти. Для оперативного выявления нефтяных загрязнений осуществляется спутниковый мониторинг поверхности моря. За весь период космического мониторинга возле морских объектов НК «Лукойл» не было выявлено ни одного нефтяного пятна.

Принцип нулевого сброса является основой при работе компании на Каспии. Сбор, транспорт и утилизация отходов полностью осуществляются собственными силами. Утилизация отходов происходит на перерабатывающем комплексе в пос. Ильинка Астраханской области.

Опыт, полученный компаниями при добыче нефти и газа на морском мелководном шельфе Каспия, сегодня очень важен в связи с открытием и эксплуатацией новых углеводородных месторождений на шельфе Арктики, где природные экосистемы требуют аналогичного пристального внимания и бережного природопользования.

Западная и Восточная Сибирь, Арктика, Каспий, Сахалин – сегодня это регионы добычи российской нефти и газа, в которых вопросы промышленной и экологической безопасности являются ключевым приоритетом добывающих компаний.

 

______________________

Материал подготовлен на основе интервью с Л.А. Анисимовым и по материалам научной публикации:

Алекперов В.Ю., Маганов Р.У., Сапаев О.Л.-А., Заикин И.А., Ляшко Н.Н., Воеводкин В.Л., Федотов И.Б., Бондаренко М.М., Анисимов Л.А. Комплексное освоение месторождений нефти и газа в Каспийском море. К новым рубежам // Нефтяной хозяйство. 2017. 11. С. 78-81.


← Назад к списку новостей


           
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!