Номинация «Музейный инклюзивный проект»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Сургутский художественный музей»
Проект «Студия песочной живописи «АРТпесочник»
Содержание:
Студия песочной живописи «АРТпесочник» была открыта в Сургутском художественном музее в 2019 году в рамках одного из приоритетных направлений деятельности «Музей без барьеров».
Не случайно именно этот вид творческой деятельности привлек внимание сотрудников Музея. Песочная живопись - один из самых удивительных, современных и прекрасных видов изобразительного искусства, это «живое» произведение, создаваемое на специальном световом столе. Рисование песком - одно из популярных направлений в арт-терапии.
Цель проекта:
проведение совместных творческих занятий в нетрадиционной технике песочной живописи для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи
- создание условий для равноправного участия детей с инвалидностью в творческих группах;
- знакомство с нетрадиционной техникой рисования;
- стимулирование самостоятельности и творческой раскованности у детей в изобразительной деятельности;
- развитие мелкой моторики рук ребенка, а также зрительной координации;
- развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей;
- развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета.
Рисование песком на световых столах позволяет зачастую гиперактивным детям успокоиться, сконцентрироваться на процессе. Отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах, Владея техникой рисования песком, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер продуктивной деятельности.
Целевая аудитория студии «АРТпесочник» - дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе дети-инвалиды. Программа студии реализуется мини-курсами по 4 занятия, продолжительностью 45 минут для условно здоровых детей и смешанных групп и продолжительностью 35 минут для детей с РАС и другими ментальными нарушениями. Занятия проводятся 1 раз в неделю для каждой группы детей. Традиционная группа для занятий песком состоит из пяти человек. Во время занятий дети знакомятся с ключевыми техниками рисования песком и закрепляют их на практике в свободной непринужденной атмосфере. И здесь очень важный момент - равное партнерство и сотворчество детей с ограниченными возможностями и обычными детьми.
В процессе рисования песком сотрудник музея дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, помогает исправлять ошибки, а также говорит о том, что в данном процессе не нужно бояться того, что что-то выходит не так, как задумано, здесь нет неправильных решений и ошибок. И показывает, как можно любой «промах» обыграть и обратить в новый декоративный элемент композиции.
Возможность быстрой трансформации изображения позволяет за одно занятие создавать до 4-5 песочных произведений, каждое из которых ребёнок может сохранить в формате фотографии, в результате посещения всех занятий у каждого участника формируется портфолио. Не секрет, что для каждого человека, а особенно для детей, важным условием является представление результатов своего творчества, именно поэтому из полученных фотографий создается специальная виртуальная выставка, которая размещается на сайте музея и доступна для скачивания. Так ребёнок может проследить за историей своих маленьких достижений в освоении программы курса песочной живописи.
Художественная деятельность на занятиях в студии «АРТпесочник» находит разнообразные формы выражения, так, например, в рамках одного занятия дети знакомятся с новыми приемами рисования песком, практикуются в его использовании совместно с сотрудником музея, а затем самостоятельно рисуют на индивидуальном столе с натуры, по памяти или по представлению.
При проведении занятий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями рядом с каждым ребёнком находится тьютор, помогающий при выполнении заданий, а также контролирующий психоэмоциональное состояние ребенка. Учитывая психологические особенности обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста, занятия проводятся в разнообразных формах: занятия-путешествия, конкурсы, выставки, коллективная творческая работа и работа в мини-группах. Для развития познавательной деятельности используются беседы, рассказы с применением дополнительного наглядного материала (фотографии, презентации, видеоролики). Большое внимание уделяется игровым моментам на занятиях: загадкам, стихам, сказкам, дидактическим играм. Это делает занятие интересным и увлекательным для детей, независимо от возможностей здоровья.
Особую роль играет атмосфера, при которой проводятся занятия. Весь творческий процесс происходит в помещении с приглушенным светом на белом стекле с подсветкой, которая может изменяться согласно желаниям и настроению ребёнка. Одно это придает процессу рисования некую таинственность. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом - эмоционально, психологически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей максимальной концентрации внимания, увлеченности, что особенно актуально для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Результаты реализации проекта. Главным достижением данного проекта мы считаем уникальный опыт проведения занятий для детей с инвалидностью и без. В смешанных группах участниками занятий были дети с ограниченными двигательными возможностями. Индивидуальные задания выполнялись на отдельных песочных столах, а для групповых заданий дети размещались таким образом, чтобы был свободный доступ для ребенка в инвалидном кресле. Сотрудник музея, проводивший занятия в смешанных группах, создавал условия, позволяющие не выделять «особых» детей, а включать их в процесс познания и творчества наравне с другими ребятами. Важным результатом работы студии стала социализация детей-инвалидов, их взаимодействие в рамках занятий со здоровыми детьми, что позволяет детям-инвалидам не только снять напряжение, но и хотя бы на время забыть о болезни.
Положительные отзывы от родителей после окончания курса позволили нам сделать вывод, что такая форма подходит для детей, имеющих ограничения в самостоятельном передвижении, но без ментальных нарушений.
Для детей с ментальными нарушениями и РАС были организованы отдельные занятия с участием родителей. Музей принял решение о заключении соглашений о сотрудничестве с учреждениями, оказывающими образовательные услуги детям данной категории инвалидности, в связи с чем в конце 2019 - начале 2020 гг., были заключены соглашения с KOУ ХМАО-Югры «Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и АНДОО «Центр инклюзивного образования и социальной адаптации «Счастье». Это позволило нам организовать проведение занятий на безвозмездной основе согласно календарному плану в течение года.
Возможность быстрой трансформации изображения позволяет за одно занятие создавать до 4-5 песочных произведений, каждое из которых ребёнок может сохранить в формате фотографии. В результате посещения всех занятий у каждого участника формируется портфолио. Для каждого человека, а особенно для детей, важным условием является представление результатов своего творчества, Именно поэтому из полученных фотографий создается специальная виртуальная выставка, которая размещается на сайте музея и доступна для скачивания. Так ребёнок может проследить за историей своих маленьких достижений в освоении программы курса песочной живописи.
Всего участниками занятий в студии песочной живописи «АРТпесочник» стали 243 ребёнка, включая 47 детей с особенностями развития. Было проведено 119 занятий.
Одной из траекторий развития данного проекта станет включение его в новый инклюзивный проект Сургутского художественного музея «Право на музей», который разрабатывается в настоящее время. Проект адресован людям с ОВЗ и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на творческую реабилитацию детей с инвалидностью музейными средствами. В рамках проекта будет проводится знакомство с подлинными произведениями искусства из собрания Сургутского художественного музея, закрепление полученной информации на творческих мастер-классах по теме экскурсии и в завершении рисование на песочных столах своих впечатлений от мероприятия.
Авторы проекта: