Цветовая схема: C C C C
Размер шрифтов: A A A
Изображения

Музей геологии, нефти и газа

Номинация «Музейная просветительная программа»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей истории и ремесел Советского района», г.Советский
Проект «Музей в чемодане»


Содержание:
Цель: Создание новой модели работы с детьми, подростками, детьми – инвалидами, лицами с ОВЗ на базе учебных, дошкольных и школьных учреждений через активную, экскурсионную, развивающую, обучающую игровую, творческую деятельность с привлечением музейных экспонатов.
Задачи:
- сформировать устойчивую потребность и навыки общения с музеем посредством реализации выездных интерактивных экскурсий;
- обеспечить реализацию прав инвалидов, детей инвалидов, лиц с ОВЗ на участие в культурной жизни;
- воспитать любовь и чувство патриотизма к своему родному краю, родине, стране;
- дать представление о формировании культуры, быта и традиций коренных народов ханты, манси, ненцы;
- рассказать об наиболее значимых праздниках;
- способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.
 -познакомить участников мероприятия с интересными, редко используемыми на музейных выставках экспонатами, хранящимися в музейных фондах.
- увеличить охват посетителей услугами музея.

Идея программы «Музей в чемодане» заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами. Это очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически. Наш музей находится в удаленном положении от образовательных учреждений. Не у всех воспитанников детских садов и школ есть возможность посетить музей. Многие музейные экспонаты выставляются редко, только в экспозициях музейных выставок соответственно годового плана работы музея.
За годы деятельности в фондах собралось огромное количество музейных экспонатов из различных музейных коллекций, с которыми наш посетитель еще не знаком. Каждый экспонат по - своему уникален и интересен. Суть проекта заключается в том, что мы знакомим наших посетителей с музейными фондами за пределами учреждения.
Для чего мы это делаем?
1. Привлечь население города и района к деятельности музея.
2. Внести новизну.
3. Дать возможность участникам программы ощутить присутствие прошлого посредством общения его с культурным наследием.
4. Привлечь к взаимодействию категории посетителей, которые обычно охватить посещением достаточно сложно, а именно: обеспечить реализацию прав инвалидов, детей – инвалидов, лиц с ОВЗ.
Описание проекта «Музей в чемодане».
Одним из важных, увлекательных, познавательных событий в жизни ребёнка является посещение музея. Каждый ребёнок, в любом возрасте, задаёт взрослым множество вопросов, которые кажутся ему интересными, необычными, непонятными. Освоив и полюбив музей, дети становятся наиболее активными и благодарными посетителями выставок и культурно-просветительских мероприятий. Знакомясь с различными музейными экспонатами и коллекциями (традиционными куклами и игрушками, творческими работами художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного творчества, старинными бытовыми предметами, коллекциями природных материалов, археологическими находками и т.д.), ребёнок получает много новой информации, активно участвует в обсуждении, откровенно высказывает свое мнение, испытывает положительные эмоции. В своей деятельности мы стремимся отойти от привычного всем «музея» с застеклёнными, закрытыми экспозициями, где предмет нельзя потрогать руками. Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин, становятся доступными посетителю и помогают сотрудникам максимально включить их в сферу общения. Одной из интересной, содержательной, необычной, интерактивной формы работы является реализация проекта «Музей в чемодане», которая дает возможность реализовать наши технические и кадровые возможности, донести до участников полезную и разнообразную информацию.
Все дети, не зависимо от возраста любят праздники, весёлые игры и театрализованные представления. Проект «Музей в чемодане» для многих воспитанников детских садов и школ является своеобразной театрализацией, небольшим праздником. Они с нетерпением ждут нас в гости. Тем более что экскурсовод выступает в роли самого настоящего «волшебника». Само появление, в костюме, с большим старинным, красиво оформленным чемоданом, вызывает у детей огромное количество вопросов. Ребята занимают свои места, и начинается «представление». Экскурсовод открывает свой чемодан, начинается знакомство с музейными предметами. Экскурсия сопровождается игровыми моментами, загадками, викторинами. Появление каждого нового предмета: своеобразное мини-представление. После экскурсии для всех участников проводится практическое занятие по изготовлению тематического сувенира (открытки, магнита, брошки и т.д.).
Программа «Вороян» была реализована в период с 18 марта - 21 октября 2019 года. Программа была посвящена лесным охотникам коренных малочисленных народов Севера. На занятии ребята с интересом рассматривали музейные предметы, характеризующие деятельность настоящих охотников, рыбаков и оленеводов; знакомились с укладом жизни, обязанностями и увлечениями мужчин, а на практической части занятия из бумаги и клея изготовили стрелы охотника. Проведено 10 ед., участвовало 192 чел. (180 дети. 12 взр.). Привлечено 36 музейных предметов из коллекций археологии и этнографии коренных народов Севера.
Программа «Мой верный друг» была реализована с 19 по 21 июня 2019 года и посвящена самому верному другу человека – собаке. Занятия проводились на базе дошкольных общеобразовательных учреждений г.п. Советский. В ходе мероприятия дети познакомились с историей появления собаки в жизни человека, собачьими породами и профессиями, смогли рассмотреть дипломы, медали и родословные собак. В завершении мероприятия каждый ребёнок изготовил себе собачку оригами. Проведено 5 ед., участвовало 99 человек. (94 детей. 5 взр.). Использовано 28 ед. хр. предметов печатной продукции, историко-бытовой коллекции и фалеристики
Программа «Очень важная персона» была реализована 03 апреля 2019 года и посвящена традиционному празднику коренных малочисленных народов Севера «Вороний день». В ходе передвижной экскурсии дети знакомились с традициями, обычаями и легендами праздника, играли в традиционные игры, отгадывали загадки. В завершении каждый изготовил бумажную ворону. Проведено: 1 ед., участвовало 20 чел. (19 дети. 1 взр.). В ходе проведения занятия для экспонирования было привлечено 18 музейных предметов из коллекций декоративно-прикладного искусства, этнографии и быта.
Программа «Ко дню коренных народов мира», была реализована с 05 августа – 12 августа 2019 года и посвящена Международному дню коренных народов мира. В ходе мероприятия дети знакомились с историей, бытом и традициями Северных народов. В завершении каждый ребёнок изготовил Воронёнка в технике оригами. Проведено 8 ед., участвовало 159 человек (119 дети. 14 взр. 26 льгот. кат.). Было использовано 27 предметов из коллекций этнографии и декоративно-прикладного искусства
Программа «Румяное яблочко» была реализована 19 августа - 30 августа и посвящена празднованию Яблочного спаса на Руси. В ходе занятия дети знакомились с традициями празднования, интересными обычаями и играми, отгадывали загадки. В завершении каждый ребёнок изготовил открытку «Яблочко». Проведено 13 ед., участвовало 259 человек. (249 дети. 10 взр.). Были использованы предметы коллекции декоративно-прикладного искусства - народные обереговые и игровые куклы, в количестве 16 штук
Программа «Первый раз в первый класс» была реализована 06 сентября- 13 сентября 2019 года. В ходе мероприятий дети знакомились с историей системы образования в нашей стране, рассматривали школьную атрибутику времён СССР, играли, отгадывали загадки. В завершении каждый ребёнок изготовил закладку для книги. Проведено 10 ед., участвовало 193 человека. (172 дети. 21 взр). На занятиях были привлечены предметы историко-бытовой коллекции в количестве 25 ед. хр.

Программа «Секреты бабушкиного сундука» была реализована 01 октября – 11 октября 2019 года. В ходе занятия дети с интересом слушали рассказ о сундуках, в которых хранили дорогие сердцу одежду, предметы быта. Мероприятие сопровождалось демонстрацией каждого предмета. В завершении дети отгадывали тематические загадки, участвовали в подвижных играх и изготовили памятный сувенир. Проведено 9 ед., участвовало 194 человека. (182 дети. 12 взр.). Использовались 20 предметов декоративно-прикладного искусства, быта и этнографии русского народа.
Программа «Некусяй». Занятие «Некусяй» было реализовано 24 октября – 31 октября 2019 года и посвящено жизни и традициям прекрасной половины человечества, познакомила учащихся с бытом, традициями и творчеством женщин народов ханты и манси. В завершении каждый ребёнок изготовил сувенир своими руками. Проведено 17 ед.. участвовало 396 человек. (371 дети. 25 взр.).
Программа «Кукла Акань» была реализована 01 декабря - 10 декабря 2019 года. В ходе занятия дети знакомились с удивительными куклами коренных малочисленных народов Севера, рассматривали музейные экспонаты – узнали, из каких материалов изготавливались куклы, какие виды кукол бывают. На занятии можно было прикоснуться к музейным экспонатам, а также изготовить своими руками маленькую «Акань». Проведено 7 ед. , участвовало 50 человек. (144 дети. 6 взр.). В ходе занятий к экспонированию из фондов музея были привлечены традиционные куклы народов Севера, выполненные в разные периоды в количестве 8 ед. хр.
Программа «Мифы и легенды народов Югры» была реализована 03 декабря – 10 декабря 2019 года и познакомила учащихся с мифами, сказками фольклором Северных народов. Дети с удовольствием слушали рассказ экскурсовода, участвовали в викторине, отгадывали тематические загадки. В завершении каждый изготовил открытку на память. Проведено 13 ед., участвовало 276 человек. (251 дети. 25 взр.). Привлечены музейные предметы из коллекций декоративно-прикладного творчества и этнографии в количестве 9 ед. хр.
Программа «О чём мечтают мыши» была реализована 16 декабря - 30 декабря 2019 года.