Музей геологии, нефти и газа

Номинация «Музейная программа для детей»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Музей истории и ремесел Советского района»
Проект «Культурно-просветительская программа «Творческое лето»

Содержание:
Сухомлинский Василий Александрович говорил: «Истоки способностей детей - на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли!». Только тот, кто с детства привыкает создавать красоту, вкладывая в неё свой труд, мысли и душу – вырастает созидателем и творцом.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в настоящее время ведется активная деятельность по возрождению, сохранению и развитию искусства и культуры коренных народов Севера и народов разных национальностей, проживающих в Югре.
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Знакомя детей с национальным культурным наследием, мы передаем подрастающему поколению знания и умения через декоративно-прикладное творчество и ремесла.
Данная программа получила диплом II степени в районном конкурсе программ и проектов в сфере молодёжной политики в номинации «Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи».
Программа «Творческое лето» разработана для организации занятости детей в период летней оздоровительной кампании, на территории Советского района и города Югорска, для организованных и неорганизованных групп детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет. В процессе реализации программы у детей развивается художественный вкус, воображение, фантазия, творческие навыки, навыки самостоятельной работы, прививается любовь к родному краю, бережное отношение к природе. Дети знакомятся с различными традиционными техниками и видами декоративно-прикладного творчества, что дает возможность улучшить социальную адаптацию.
По продолжительности программа является краткосрочной, так как реализовалась сотрудниками отдела декоративно-прикладного творчества учреждения в течение летнего периода (июнь, июль, август 2019 года).
Программа была реализована в три этапа: подготовительный (март, апрель, май), основной (июнь, июль, август) и отчетный (сентябрь), и состоит из цикла культурно-просветительских, культурно-досуговых мероприятий, музейных и внемузейных выставок.
Культурно-просветительское мероприятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть – знакомство детей с культурным наследием народов, проживающих в Югре, и декоративно-прикладным творчеством. Для детей предоставляется информационный материал по изучаемой теме, в виде видеоролика или презентации, беседа-рассказ с использованием наглядного материала и «Музей на колесах» (внемузейная выставка) – кейс с картинкой, где представлены подлинные экспонаты из фондов музея и частных коллекций, также тематические игры и викторины. Практическая часть – изготовление изделия, практическое знакомство с технологиями декоративно-прикладного и ремесленного творчества.
Продолжительность - 45 минут.
График и план мероприятий для организованных групп детей проводились по предварительным заявкам как на базе отдела декоративно-прикладного творчества музея, так и на базе общеобразовательных, спортивных учреждений и учреждений дополнительного и дошкольного образования. Для реализации программы было предложено 20 тематических мероприятий на выбор.
Мероприятия для неорганизованных детей проводились на базе музея, был предложен график мероприятий: каждый вторник и четверг с 15:00 до 16:00 часов.
В программу так же были включены мероприятия в рамках «Года театра» и календарных праздничных дат: «День эколога», «День семьи, любви и верности», «Международный день дружбы», «День железнодорожника», «День государственного флага Российской Федерации».
Культурно-досуговые мероприятия были разделены на две темы:
- «Югорский народ»: Знакомство с традиционной культурой и ремеслами малочисленных народов Севера. Костюмированное музыкальное мероприятие с приглашением гостей – представителей КМНС, проживающих на территории Советского района, национальные игры, мастер-шоу по традиционным ремеслам, выставка «Незнакомый, загадочный мир народов Севера», изготовление памятного сувенира.
Продолжительность мероприятия - 2 часа.
- «Славянских ход»: Знакомство детей с традиционной русской культурой и ремеслами. Костюмированное музыкальное фольклорное мероприятие с приглашением мастеров – ремесленников. В программе: заклички, традиционные игры, песни, хороводные игры, мастер-шоу по традиционным ремеслам, экскурсия по выставке «Русский уголок», изготовление изделия.
Продолжительность мероприятия - 2 часа.
Выставка «Незнакомый, загадочный мир народов Севера», направлена на сохранение и развитие искусства и культуры коренных народов Севера, позволяла посетителям проникнуться духом истории загадочного Севера и увидеть традиционные предметы быта, охоты, рыбьей ловли, одежды, украшений из фондов музея, созданные руками мастеров народов ханты, манси и мастерами музея.
Смонтирован чум, представлены: изделия из бересты – различная орнаментированная домашняя утварь, крошна, люлька, короба, вырезанные из дерева предметы обихода, мини стойбище, мужская, женская и детская одежда; изделия из бисера, вязанные орнаментированные гетры и варежки, тутчаны и игольницы; бубен; музыкальный инструмент Санквылтап и прочее.
На выставке был создан стенд «тактильного контакта», где посетители с удовольствием знакомились с зимним и летним оленьим мехом, берестой и рыбьей кожей различной степени обработки.
За время реализации программы детей познакомили с культурой и традициями народов, проживающих на территории ХМАО-Югры, используя различные методы работы: музейная выставка «Незнакомый и загадочный мир народов Севера», внемузейные выставки - «Музей на колёсах», где демонстрировались предметы из фондов музея и частных коллекций (234 ед. хранения); тематические видеоролики и презентации; наглядный материал: карточки, фотографии, рисунки, модели; загадки, викторины; традиционная музыка, песни и игры; тематическая практическая работа по декоративно-прикладному творчеству и традиционным ремёслам. Дети приобрели новые знания и навыки.
За летний период были заключены договора «О взаимовыгодном сотрудничестве» или «О возмездном оказании услуг» с 17 учреждениями: общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного и дошкольного образования, спортивными учреждениями. Сотрудничество укрепило партнерские отношения и увеличило число получателей музейных услуг.
Многие дети, посещая наши занятия, продолжают самостоятельно осваивать и заниматься декоративно-прикладным и традиционным творчеством, изучают культурные традиции народов, собирают свои коллекции поделок, будь то кукла или простые магниты из фетра, становятся более общительными и организованными, учатся отвечать за свои поступки, и доводить начатое дело до конца.
Всего за период реализации программы было проведено: 155 мероприятий с участием 2948 человек.
Цель проекта:
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание, воспитание толерантности и уважение к традициям, истории и культуре народов разных национальностей, проживающих в Югре, то есть продвижение культурного наследия округа, через народное и декоративно-прикладное творчество.
Задачи проекта:
- создание условий для творческой самореализации и общения;
- развитие интереса к декоративно-прикладному и народному творчеству;
- воспитание эстетического и художественного вкуса;
- знакомство с традициями, обычаями, ремёслами, праздниками, играми народов, проживающих в Югре;
- развитие творческих способностей, мелкой моторики, трудовое воспитание через изготовление изделия;
- способствование социальной адаптации ребенка в обществе;
- развитие у детей здорового чувства национального достоинства.
Автор проекта:
Кузьмина Оксана Михайловна – заведующая отделом декоративно-прикладного творчества; Исполнители: методисты отдела декоративно-прикладного творчества.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!