Музей геологии, нефти и газа

Номинация «Музейный инклюзивный проект»
Муниципальное автономное учреждение культуры «Культурный центр: библиотека – музей», г. Пыть-Ях
Проект «Инклюзивная программа «Музей для всех!»


Содержание:
Во время проведения мероприятий по инклюзивной программе учитываются пространство, предлагаемое для проведения экскурсий и мастер-классов. Оно оснащено оборудованием для беспрепятственного доступа в помещение и передвижение по нему людьми с ОВЗ. Для людей с нарушениями зрения по возможности предоставляются музейно-вспомогательные или библиотечно-вспомогательные предметы для тактильного ознакомления.
Специалисты музея, которые реализуют инклюзивную программу, прослушали курс вебинаров в рамках программы «Система комплексного непрерывного сопровождения, абилитации, реабилитации и социальной адаптации детей, подростков и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для работников культуры». При проведении мероприятий соблюдаются общие правила общения с людьми с ОВЗ:
• используются все общепринятые правила этикета;
• при встрече с человеком с ограниченными возможностями здоровья сотрудник первый представляется и первый протягивает руку;
• необходимо обращаться непосредственно к человеку с ОВЗ, но не к сопровождающими или переводчику;
• предлагая помощь, при выполнении мастер-класса следует убедиться, что он готов принят ее;
• при посещении мероприятия по инклюзивной программе учитывается психологическая нагрузка посетителя.
В ходе реализации программы обеспечивается вовлечение эмоциональной, интеллектуальной, поведенческих сфер; совершенствование моторики, тактильного опыта, навыков коммуникации. Занятия по инклюзивной программе «Музей для всех!» проводится бесплатно, по четвергам.  
Инклюзивная программа включает в себя следующие мероприятия:
1. Экскурсии по постоянным и временным экспозициям.
2. Практические занятия.
3. Игровые программы.
К постоянным экспозициям относятся: экспозиция «От истоков к современности», отражающая историю нашего края, его природные богатства и особенности жизни в суровых условиях; экспозиция по эколого-этнографической тропе «Жизнь в гармонии с природой», которая демонстрирует традиционные способы охоты и рыбалки, временные хозяйственные постройки народа ханты, знакомит с природными особенностями края; экспозиция под открытым небом «Традиционные населенные пункты региона» знакомит с воспроизведенными типичными для стойбищ постройками.
Декоративно прикладное искусство оказывает положительное влияние на людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, приобщая ребенка с ОВЗ к народному творчеству, он не только получает знания о традициях народа ханты, но и эстетически развивается.
Во время проведения практических занятий по инклюзивной программе «Музей для всех!» используется широкий спектр материалов, из которых можно выполнять различные изделия, это ткань, древесина, камень, бумага, глина.
В процессе изготовление предметов декоративно-прикладного искусства осуществляется эстетическое, нравственное и трудовое воспитание.  В процессе труда формируются такие личностные качества, как привычки к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является важным условием для дальнейшей социально-трудовой адаптации обучающихся. Работа с различными материалами способствует развитию мелкой моторики рук, это в свою очередь положительно влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка.
 
Цель проекта:
Культурная социализация людей с инвалидностью музейными средствами, формирование доступной среды в музеях.
Задачи проекта:
1. Побудить аудиторию к осознанию собственных внутренних ресурсов.
2. Создать просветительскую среду для выстраивания коммуникации людей с инвалидностью с другими людьми.
3. Повысить интерес к культурному наследию через творческие мероприятия.
4. Воспитать толерантное отношение общественности к проблемам инвалидности.

Авторы:
Методист Поянкина Наталья Кононовна
лектор (экскурсовод) Степанова Елена Михайловна
лектор (экскурсовод) Шаймуратова Римма Борисовна.

Период реализации проекта:
2019-2020 год


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!