Музей геологии, нефти и газа

Номинация «Музейная просветительная программа»

Муниципальное автономное учреждение «Культура». Культурно-исторический центр. Музей истории города Урай
Проект «Школа юного археолога»

Краткое содержание:
Цель:
формирование патриотического чувства у детей школьного возраста посредством   ознакомления с историческим, культурным наследием родного края на базе археологической коллекции музея.
Задачи:
- познакомить с древнейшей и средневековой историей Кондинской земли, процессом изготовления глиняных сосудов способом ручной лепки из цельного куска глины или в ленточно-жгутовой технике и нанесением орнамента;
- дать основные понятия: археология, археолог, культурный слой, раскоп, развивать познавательную и творческую деятельность детей.
Проект представляет собой серию уроков для детей школьного возраста: «Школа юного археолога» и «Тайна Кондинской керамики».  Оба урока состоят из теоретической и практической частей.
На первом уроке «Школа юного урока» на фоне археологической коллекции, представленной в экспозиции музея, дети знакомились с профессией археолога, с самыми известными археологическими находками мира, историей археологических раскопок близ г.Урай; сами становились археологами.
В экспозиции представлен раскоп с песком. Дети при помощи кисточек находят фрагменты керамики, спрятанные в песке. Практическая часть урока: дети формируют культурный слой, но только в миниатюре. В небольшие баночки дети выкладывают слои песка (материк), опилок (остатки мусора, образовавшего после строительства деревянного дома), древесного угля (дом сгорел), стружек и опилок (построили новый дом), бытового мусора (опять люди многие годы жили на этом месте), земля, сажаем семена и поливаем водой. Дети уносит такую баночку с культурным слоем домой и продолжают поливать.
Второй урок «Тайна Кондинской керамики» также проходит в археологическом зале. Древнейшая история Кондинской земли все еще хранит множество тайн. В ходе археологических исследований собрано немало интереснейших сведений о прошлом края. Учащиеся, интересующиеся древней историей края, на интерактивном занятии познакомились с предметами раскопок, подержали и рассмотрели орнамент артефактов – керамических фрагментов с городища Евра 25. А также ребята смогли побывать в роли гончара и попробовать вылепить миниатюрный сосуд и нанести узор при помощи орнаментиров. На этом занятии речь больше идет уже об истории Кондинского княжества и его столице Картауше, способе изготовления посуды из глины. Практическая часть: детям предлагается побывать в роли гончаров, самим слепить сосуд (на основе работы в Урае в 2005 году экспериментальной мастерской по изготовлению глиняных сосудов ручным способом без применения гончарного круга). В конце урока детям на память дарили мини-сосуды, который будет им напоминать о том, что край, в котором они живут, богат историческими находками и таит еще много тайн.
Оба урока с элементами театрализации: на первый урок приходит к детям Археолог, на второй – Хозяйка Кондинской Земли.
Весь имеющийся в музее археологический материал, в том числе и результат работы научно-экспериментальной мастерской помогает ребенку узнать древнюю историю нашего края.

Результаты реализации проекта:
Количественные показатели: в указанный период состоялось 11 уроков, которые посетили 107 детей.
Качественные показатели: профориентация детей, изучение древней истории территории, на которой находится современный город Урай, развитие интереса к изучению истории, культуры, традиций своего края.  

Авторы проекта
Ропатюк Светлана Николаевна, методист по научно-просветительской деятельности, Жукова Людмила Леонидовна, методист по музейно-образовательной деятельности.
Период реализации проекта
Октябрь 2019 года.


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!