Цветовая схема: C C C C
Размер шрифтов: A A A
Изображения

Музей геологии, нефти и газа

Номинация «Музейная программа для детей»
Муниципальное казенное учреждение
«Этнографический парк-музей с. Варьёган»
Проект «Школа юного экскурсовода»


Содержание:
Одним из основных направлений деятельности музеев является собирание и хранение музейных предметов и музейных коллекций, а также осуществление просветительской и образовательной деятельности посредством Экскурсий. С целью подготовки квалифицированных кадров был проведен мониторинг выбора профессии. За последние 10 лет из выпускников Варьёганской общеобразовательной средней школы профессию музейного работника никто не выбрал. Проанализировав занятость подростков и молодёжи из числа КМНС, было принято решение, в первую очередь, заинтересовать и привлечь в музейную деятельность детей. Экскурсии являются самым привлекаемым делом для подрастающего поколения, ими и было принято решение занять подростков.
Вовлечение детей и подростков в процесс сохранения, развития и популяризации культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, оказание помощи в развитии коммуникативных и волевых качеств, обогащение словарного запаса, содействие осознанному выбору будущей профессии.
Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания и восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. Постепенно воспитываются бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, малой Родине. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что уровень и особенности развития ребенка определяются не только и не столько физиологической основой, но и конкретно-историческими условиями, в которых он воспитывается. Музей является источником полноценной информации, в нем ребенок может не только слушать, но и самостоятельно обследовать многие вещи, что для ребенка является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей.
 Главное то, что ребята начинают понимать, почему музейные предметы называют источником наших знаний, почему ценят и бережно собирают даже самые ветхие и невыразительные. Потому что каждый из этих предметов может стать волшебной дверцей в такой притягательный мир прошлого.
Курс рассчитан на обучение детей 14-17 лет, на 12 месяцев обучения в объёме 24 часа. Время занятий составляет 40 минут, занятия проходят два раза в неделю.
Содержание образовательной программы имеет уровневое построение, состоит из двух уровней сложности. На первом этапе занятия носят ознакомительно-практический характер. Учащиеся знакомятся с понятиями «музей», «выставка», «экспозиция», «экспонат» и др., им дается увлекательный материал, содержащий много занимательной информации, развивающий познавательную активность. На втором этапе обучения занятия направлены на формирование навыков подготовки экскурсии. Учащиеся знакомятся с методикой написания основного содержания экскурсии и приемами, применяемыми в ходе экскурсии.
В данном проекте приняли участие 4 человека, 3 из них относились к категории СОП.
4 ноября 2018 года в рамках празднования Дня народного единства, Всероссийской акции «Ночь искусств», юным экскурсоводам была дана возможность провести экскурсию для посетителей музея. Участницы проекта провели экскурсии в выставочном зале музея и на территории парка-музея.
Двое участников проекта выбрали для себя более интересным проведение мастер-классов по декоративно-прикладному искусству. Они принимали участие не только в мероприятиях, запланированных музеем, но и в районных национальных праздниках «День обласа», «Праздник Осени». Также участники проекта привлекались в качестве соведущих на мероприятиях, проводимых в музее.
По итогам 1 года освоения программы учащиеся должны:
знать:
- понятия «музей», «экспозиция», «экспонат»;
- основные этапы подготовки экскурсии;
- методические приемы экскурсии;
- требования, предъявляемые к экскурсоводу;
- правила поведения в музее, на экскурсии.
 уметь:
- разрабатывать содержание текста экскурсии;
- свободно ориентироваться и правильно пользоваться музейной
терминологией;
- работать с различными источниками информации при подготовке экскурсии;
- самостоятельно добывать знания;
- общаться друг с другом в процессе коллективной деятельности.
 иметь навыки:
- проведения импровизированной и разработанной экскурсии;
- самостоятельной работы с литературой;
- грамотного использования письменной речи;
- самостоятельной и коллективной работы.
Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям музея.
Цель:
Формирование навыков проведения экскурсии; создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся средствами экскурсионной работы, а также формирование готовности к совершению осознанного профессионального выбора
Задачи:
познакомить учащихся с понятиями «музей», виды музеев; «экспозиция», «экспонат», «выставка»;
обогатить речь, развить активный словарь учащихся за счет формирования у детей определенного объема информации о музейном пространстве, а также за счет эстетического восприятия;
воспитать музейную культуру, самостоятельность, творческую инициативу учащихся.
Автор проекта:
Исполняющий обязанности директора - Донцова Олеся Александровна.
Период реализации проекта:
с 01.06.2018 – 31.05.2019гг.